Только сев за руль своего автомобиля, вы, читатели, начинаете понимать, какую ответственность, какую головную боль вы себе приобрели за собственные деньги. Мало того, что содержание железного друга и уход за ним требуют немалых затрат, так еще нужно научиться грамотно им управлять, так как именно вы будете нести моральную и материальную ответственость за вред, причиненный окружающим, если, не дай Бог, что-то случится.
Поэтому я хочу дать вам несколько практических советов или уроков, называйте, как хотите, которые несомненно вам пригодятся в дальнейшем освоении техники безаварийного вождения автомобиля. И начнем мы с самого начала.
Начало движения
Я не буду заострять ваше внимание на том, чему обучали в автошколе. Будем считать, что летом на сухом ровном асфальте вы трогаетесь уверенно. Но ведь мы ездим не только в идеальных условиях, а остальные времена года могут преподнести такие сюрпризы, которые изрядно разгружают наш кошелек. Самым коварным покрытием является гололед. Поэтому именно о начале движения на скользкой дороге мы и поговорим.
При трогании с места в условиях гололеда важно не допустить пробуксовки колес. Отпуская педаль сцепления, постарайтесь поймать тот момент, когда ведомый диск коснется ведущего. Вы услышите или почувствуете это по тому, как двигатель под увеличивающейся нагрузкой от трансмиссии чуть сбавит обороты, а автомобиль очень медленно стронется с места. В этом положении придержите педаль сцепления и прибавьте газ. Если машина чуть заметнее не прибавит в разгоне, то еще на миллиметр-два приотпустите сцепление. Как только вы почувствуете, что ваш автомобиль начал уверенно двигаться, окончательно отпустите (но не бросая!) педаль сцепления. Затем плавно прижмите педаль газа ровно настолько, сколько нужно для того, чтобы ускориться, не допуская пробуксовки колес. Закрепите это упражнение до автоматизма. Для этого выберите где-нибудь в укромном месте в стороне от оживленных магистралей площадку длиной метров тридцать и потренируйтесь пару часиков.
После этого можно выезжать и на дорогу. Но начиная трогаться со светофора или в других местах с интенсивным движением, нужно научиться сдерживать свои эмоции. Не обращайте внимания на тех, кто нервно сигналит вам сзади, не пугайтесь и резко не крутите руль, даже если вас пытаются подрезать. Если вы, во избежание столкновения с подрезающим вас автомобилем, слишком круто сработаете рулем, будьте уверены: хулиган уедет безнаказанным, а вы будете расплачиваться за свою поврежденную машину и автомобиль того, кто уж вовсе не ожидал такого разворота событий. Правила требуют от водителя в случае возникновения опасности, которую он в состоянии обнаружить, только торможения (пункт 10.1). Если опыта у вас маловато, то старайтесь на перекрестках и светофорах вставать в один ряд с грузовиками. Во-первых, их разгон значительно медленнее, и это не заставит вас нервничать и резко начинать движение. А во-вторых, в 80% случаев за рулем этих монстров настоящие профессионалы и джентльмены дороги, и они не будут сигналить и нагнетать тем самым обстановку, снисходительно относясь к вашим неумелым действиям. Если у вас совсем уж ничего не получается, то не бойтесь человека, выходящего из-за руля грузового автомобиля и идущего к вам, его цель – помочь вам.
Важно также учитывать, какой привод на вашем автомобиле. А вариантов, как вы знаете, три: заднеприводный, переднеприводный и полный привод (4WD или 4х4). Давайте более детально рассмотрим каждый из них.
Задний привод (классика)
На заднеприводном автомобиле толкающее усилие от ведущих колес через несущую систему передается на передние колеса. Оно используется на преодоление силы сопротивления их качению. Сила тяги зависит от сцепления колеса с дорогой, и на скользком покрытии (гололед, грязь, колея и т. п.) она резко снижается, а сила сопротивления качению резко возрастает. Поэтому, если на такой дороге вы попытаетесь слишком быстро тронуться, в лучшем случае ведущие колеса будут вращаться, а вы останетесь на месте. В худшем, а это касается в первую очередь тех, кто шипует только задние колеса, в один из моментов буксующее колесо вдруг найдет под собой опору и, не успев сдвинуть весь автомобиль вместе с передним мостом, попытается обогнать последний, разворачивая корму. Если скорость пробуксовки была велика, то вы даже не успеете моргнуть, как вас развернет и ударит о рядом стоящего. Это легче понять, представив себе, что вы толкаете небольшую легкую одноосную тележку. При этом ее колеса можно считать передними колесами автомобиля, а ваши ноги – его задними ведущими колесами. Представили? А теперь представьте, что вы ее толкаете сначала по ровному сухому асфальту, а затем на скользком снегу. В первом случае вы легко стронете тележку, а во втором случае ваши ноги будут скользить, искать опору и в итоге вы совершите оборот вокруг передней оси тележки. С вашим автомобилем происходит то же самое.
Опытные водители применяют еще такой прием. Если даже при малых оборотах двигателя и трансмиссии автомобиль не удается сдвинуть с места, и одно из ведущих колес буксует, водители начинают медленно, по одному щелчку, затягивать ручной тормоз, выравнивая тем самым нагрузку на ведущие полуоси. Когда нагрузка выравнивается, в работу включается второе колесо, и машину, как правило, удается вырвать из плена. Как только движение началось, ручник можно отпустить. Этот прием помогает не только на льду, но и если вы застряли в снегу, грязи или песке и чувствуете, что достаточно лишь небольшой помощи, чтобы высвободиться.
Передний привод
Здесь ведущими колесами являются передние, управляемые. Им не надо преодолевать силу сопротивления качению передних колес, и сила тяги совпадает с плоскостью вращеня направляющих колес. То есть, куда смотрит колесо, туда и вся сила тяги направлена. Поэтому переднеприводный автомобиль четче держит дорогу, послушен, почти без проблем трогается с места в любых условиях, позволяет маневрировать на более высоких скоростях. Все это помогает закрепиться чувству вседозволенности. И именно в тот момент, когда вы этого не ожидаете, автомобиль выкидывает фокус неповиновения, результат которого обходится, как правило, дороже, чем на классике. Вывод достаточно прост: вы слишком расслабились!
Но вернемся к теме нашего урока. Привыкнув к легкому старту, вы с каждым разом все больше увеличиваете темп разгона. Однако разрешите вам напомнить – ВСЕМУ ЕСТЬ ПРЕДЕЛ! Есть предел возможностей и у вашего авто. Когда вы выходите за его рамки, то получаете обратный эффект: сначала вы контролировали свой автомобиль, затем автомобиль стал контролировать ваши возможности.
Очень важно помнить, что если у вас переднеприводный автомобиль, то, подъезжая к месту временной остановки, последние несколько метров вы обязательно должны проехать прямо. Начинать движение на скользком покрытии нужно только с прямо поставленными колесами. Почему? Объясню. Если при вывернутых в любую сторону колесах в начале движения происходит срыв в пробуксовку (а чаще это бывает, когда трогаемся на подъем), то затем, когда буксующее на больших оборотах колесо находит под собой опору, происходит моментальный снос передней оси в сторону выворота колес, и среагировать на него практически невозможно. Если в этот момент рядом с вами другой автомобиль, то столкновение неизбежно.
Точно так же неприятность может произойти, если вы трогаетесь с места даже с прямо поставленными колесами, но при этом предприняли слишком резкий разгон. Все дело в том, что дифференциал будет передавать вращение то на одно, то на другое ведущее колесо, безошибочно определяя степень их сцепления с дорогой, и перед вашего автомобиля начнет рыскать. И если вы, не сбрасывая газ, попытаетесь выровнять его, работая рулем, то тем самым вы только усугубите последствия. Но и резко сбрасывать ногу с педали газа не рекомендую. Если ваш автомобиль уже успел набрать скорость, и вы резко отпустите газ, то получите торможение двигателем, в результате чего из-за набранной инерции задний мост начнет обгонять передний, и вас, естественно, развернет. Это также приведет к созданию аварийной ситуации
Полный привод
Об автомобилях с полным приводом можно сказать одно: это эталон управляемости. Он выполнит при трогании на любом покрытии любую прихоть его владельца, простив ему порой даже неумелые действия. Управляя автомобилем с полным приводом, важно помнить лишь одно: резина на всех его колесах должна быть совершенно одинакова. Исключения могут составлять лишь машины с каким-либо отключаемым мостом, однако и на них в режиме полного привода наиболее безопасна езда только на одинаковой резине. Но и расслабляться не торопитесь: у данной категории автомобилей также существует предел его подконтрольной управляемости.
Вообще я считаю, что абсолютно безопасных автомобилей не сушествует, да и существовать не может. Поэтому надо четко знать возможности своей машины и не требовать от нее невозможного.
И еще несколько советов:
- учитесь терпению,
- не торопитесь,
- приучайтесь все делать плавно, быстро, но не резко.
А пока найдите укромные 20-30 метров и постарайтесь на практике закрепить до автоматизма наш первый урок. Желаю удачи!